Московские спасатели и пожарные готовы к ликвидации ДТП любой сложности

Спасатели и экипажи санитарных вертолетов авиацентра столицы, а также расчеты Пожарно-спасательного центра Москвы с начала года привлекались для ликвидации дорожно-транспортных происшествий более 1,7 тысячи раз.

Первыми информацию о произошедшем ДТП получают операторы Системы 112 Москвы. От их профессиональных знаний и навыков зависит скорость передачи данных во все необходимые экстренные и оперативные службы города.

Работники Службы 112 делят все поступающие сообщения о дорожно-транспортных происшествиях на две основные категории: с пострадавшими и без пострадавших. Если пострадавших нет, оператор выясняет адрес и передает данные в ГИБДД, привлечение других служб обычно не требуется. По стандартному алгоритму при наличие пострадавшего информацию передают в скорую помощь, в тех случаях, когда пострадавших много — трое или более, среди них есть дети — дополнительно привлекается Центр экстренной медицинской помощи. Если люди заблокированы в машине, произошел разлив топлива, существует угроза взрыва или возник пожар, автомобиль упал в водоем, на место происшествия выезжают пожарные, спасатели, водолазы и другие специалисты городских служб.

В стрессовой ситуации людям сложно ответить на простые вопросы и понять, какие детали произошедшего важны для вызова реагирующих служб, поэтому главные задачи оператора — успокоить человека, выслушать заявителя максимально внимательно, задать ему уточняющие вопросы и заполнить карточку так, чтобы все необходимые для ликвидации происшествия службы оказались на месте.

«Тут автомобиль в кювет вылетел, перевернулся. Не то пар, не то дым идет. Водитель смог выбраться, вроде живой, но лежит без движения», — рассказал заявитель, не побоявшийся остановиться на трассе ночью. Этих данных оператору было достаточно, чтобы передать вызов в «скорую» помощь, которая выехала на место аварии и оказала пострадавшему помощь. Как выяснили работники службы по приему экстренных вызовов, всего десять минут промедления могли стоить участнику ДТП жизни.

Чаще всего на место аварий выезжают пожарные и спасатели столичного Пожарно-спасательного центра. В этом году отряды Центра ликвидировали 1693 ДТП. Для работы на месте дорожно-транспортного происшествия у спасателей и пожарных есть все необходимое — накладки на острые края и подушку безопасности, конусы для ограждения места аварии, средства пожаротушения, инструмент и оборудование для придания автомобилю устойчивого положения и удаления деталей транспорта, мешающих извлечению людей. Чтобы поставить на колеса опрокинувшийся грузовой или легковой автомобиль, на вооружении учреждения есть пожарный автокран грузоподъемностью до 40 тонн.

В летний период патрулирование основных магистралей столицы осуществляют расчеты быстрого реагирования на пожарно-спасательных мотоциклах. Если на маршруте следования расчета произойдет дорожно-транспортное происшествие — именно спасатели на «железных конях» первые придут на помощь пострадавшим. С начала года расчеты быстрого реагирования более 150 раз участвовали в ликвидации ДТП.

На происшествия на дорогах города выезжают и спасатели авиацентра столицы. В этом году они 57 раз ликвидировали ДТП. Их основная зона выезда — территории Северного и Южного Бутова, Щербинка и Рязановское поселение в ТиНАО. Специалисты выполняют аварийно-спасательные работы как самостоятельно, так и совместно с Пожарно-спасательным центром Москвы и федеральными пожарными подразделениями.

«По нашим личным наблюдениям, — рассказал спасатель авиацентра столицы Евгений Мальцев, — чаще всего крупные ДТП в столице случаются в длинные выходные, такие как майские и новогодние праздники. Среди аварийно-спасательных работ, которые мы наиболее часто проводит на месте аварии — отключение аккумуляторной батареи у поврежденных автомобилей, ограждение места аварии, деблокация пострадавших. Иногда для извлечения человека нам приходится полностью разбирать машину — снимать крышу, двери, капот. Также на месте ДТП мы часто оказываем доврачебную помощь пострадавшим — накладываем специальные шины, воротники, осуществляем перевязку. Спасатели, в некотором роде, немного психологи — человека нужно успокоить, объяснить, что с ним случилось и какую помощь ему окажут. Также мы регулируем движение других автомобилей, обеспечивая безопасность на месте происшествия».

При необходимости оперативной эвакуации пострадавшего в тяжелом состоянии, спасатели авиацентра могут связаться с дежурными экипажами санитарной авиации, вызвать вертолет и обеспечить ему безопасную посадку.

Основные критерии вызова санитарной авиации к месту аварии — среди пострадавших есть дети, столкнулось три и более автомобилей, участником аварии стал пассажирский транспорт.

На борту вертолета находится авиамедицинская бригада территориального центра медицины катастроф города Москвы, а само воздушное судно оснащено всем необходимым оборудованием для различных врачебных манипуляций, в том числе для проведения реанимации. Вертолетом с места происшествия можно эвакуировать одновременно двух пострадавших. Экипажи могут доставить людей с тяжелыми травмами в специализированные лечебные учреждения города, минуя дорожный трафик, в течение «золотого часа». С начала года авиацией с мест дорожно-транспортных происшествий эвакуировано 28 человек.

Если автомобили в результате ДТП оказываются в водоеме, то спасатели авиацентра или Пожарно-спасательного центра ликвидируют происшествие совместно с работниками Московской городской поисково-спасательной службы на водных объектах. Водолазы и спасатели на воде могут извлечь из автомобиля участников аварии, а также присоединить стропы пожарного автокрана к упавшему в воду автомобилю, чтобы достать его из водоема.

21 ноября отмечается Всемирный день памяти жертв дорожно-транспортных происшествий. В столице расположено 115 пожарно-спасательных подразделений и 8 аварийно-спасательных отрядов, 24 поисково-спасательные станции. Работники этих подразделений ежедневно привлекаются для ликвидации последствий ДТП. В готовности к вылетам постоянно находятся 3 экипажа вертолетов авиацентра в санитарном варианте (ВК 117С–2), в оперативном управлении учреждения 26 вертолетных площадок: 4 — при городских клинических больницах, 1 — на МКАД и 21 - в ТиНАО.

Фото: Пресс-служба Департамента по делам ГОЧСиПБ города Москвы